История дзюдо (Мишель Брусс)
История зарождения дзюдо в Японии
История дзюдо - это процесс превращения боевого искусства в
современный вид спорта. Основатель дзюдо, Дзигоро Кано, посвятил свою
жизнь воспитанию молодежи своей страны, сочетая традиции и
современность с развитием личности в служении обществу. Зарождение
дзюдо тесно связано с традициями японских боевых искусств, жизненными навыками и личностью самого Кано.
1. От джиу-джитсу до дзюдо
В японском языке слова «дзюдо» и «джиу-джитсу» (дзюдзюцу)
пишутся с помощью иероглифов, которые иллюстрируют основополагающие
принципы этих понятий. Дзю означает «мягкость». Идея этого значения -
«уступать дорогу». В этом смысле дзю противопоставляется значению
«идти», что означает силу. До - это «путь», который соответствует принципу
духовного развития. При таком сопоставлении дзюдо позиционируется как
«способ развития гибкости», при чем скорее интеллектуальной, чем
физической. Слова «дзюдо» и «дзюдзюцу» имеют одинаковые иероглифы в
начале. Дзюцу – это «техника». Различие между дзюцу и до тождественно
тому, что отличает «средство» от «цели». Джиу-джитсу предполагает
обучение, ориентированное, прежде всего, на развитие тела, основанное на
принципе непротивления. Кано считал такой подход чересчур
ограниченным. Опираясь на смысловые оттенки, основатель дзюдо
стремился добиться радикальных изменений: возвести боевое искусство в
ранг универсального метода обучения.
Само название говорит о том, что самурай - это «тот, кто служит».
Именно он является ключевым персонажем истории боевых искусств.2
Исторические исследования, посвященные боевым искусствам, различают
три этапа, которые соответствуют основным этапам развития Японии.
Классические бу-дзюцу (или боевые искусства) появляются в период между
становлением власти военного правительства и правлением сёгуната
Токугава (1192-1603). Это боевые системы, созданные для защиты
отдельных представителей общества. Будзюцу (бу, буси, воин) объединяет
все дзюцу (искусство, техника), т.е. боевые искусства, в названии которых
присутствует суффикс -дзюцу, такие как кэндзюцу (владение мечом),
содзюцу (владение копьем), ниндзюцу (искусство шпионажа). Термин
«дзюдзюцу» - это общее понятие, которое охватывает все формы борьбы
голыми руками или с минимальным количеством оружия. Дзюдзюцу
предполагает использование ступней, кулаков, коленей, бросков, вывихов
суставов и применение различных видов ручного оружия, а также способов
контроля и обезвреживания своего врага. В боевом искусстве, в целом,
дзюдзюцу является, по сути, системой дополнительных приемов, которые
позволяют обезоруженному воину продолжать борьбу. Формы дзюцу были
разработаны, чтобы эффективно сражаться на поле боя. Они относятся к
феодальному периоду, самому воинственному в истории Японии.
Классические будо (или боевые пути) появляются во времена
правления сёгуната Токугава (1603-1868), уже в другой период истории
Японии. Относительный мир, установившийся в период Эдо, в значительной
мере лишил самураев возможности практиковать свое искусство на поле
боя. Политическая и социальная стабильность преобразили повседневную
жизнь воинов. Мастера будзюцу пытались бороться с праздностью,
вызванной бездействием самураев. В своем учении они акцентировали
внимание на этических и философских принципах. Такие перемены
обусловили и изменения в структуре самого названия, вместо суффикса -до,
появляется суффикс -дзюцу. В будзюцу контроль основывается на умении
применять технические приемы. В будо контроль ведет к мудрости. Во
времена правления сёгуната Токугава существовало более 700 отдельных
школ. С технической точки зрения эволюция означала более детальное
прорабатывание изучаемых форм и тенденцию к усилению оборонительной
позиции. Техника боя, созданная для войны, была адаптирована к условиям
мирной жизни. Постепенно понятие «поле боя» исчезло вовсе.
Современные будзюцу и будо относятся к эпохе Мэйдзи. Технически
они основываются на классических формах, но в то же время подверглись
изменениям, вызванными трансформациями в развитии японского общества.
В начале эпохи Мэйдзи ни боевые искусства, ни традиционная японская
культура не пользовались особой поддержкой японцев. Донн Дрэгер,
специалист в области истории боевых искусств, отметил: «На самом деле,
многие приемы джиу-джитсу практиковались во время потасовок в чайных
комнатах, публичных домах, игорных притонах и других местах, куда
приходили развлекаться, зачастую, простолюдины». Преобразование боевых
искусств привело к необходимости обучению приоритетным ценностям,
дисциплине и морали. В 1895 году было создано правительственное
учреждение Дай Ниппон Бутокукай с целью «возрождения духа бусидо»,
«пропаганды будзюцу среди солдат и укрепления национальной военной
мощи». Эта организация развивалась стремительно. В 1906 году,
ассоциация, которой покровительствовала императорская семья, охватывала
42 префектуры и насчитывала около 1 300 000 членов. В конце прошлого
столетия сложившаяся социально-политическая ситуация способствовала
активизации практики боевых искусств.
2. Дзигоро Кано
Дзигоро Кано родился 28 октября 1860 года в городе Микаге, ныне это
населенный пункт к востоку от города Кобе. С ранних лет он получал весьма
серьезное образование, в котором западное влияние тесно переплеталось с
традиционными и восточными учениями. В 60-х годах отец Кано был
высокопоставленным чиновником в правительстве сёгуната. В 1870 году,
вскоре после смерти жены, он решил переехать в Токио, где Дзигоро изучал
классику, и вместе с ней и английский язык. Мальчик проявлял способности
к изучению математики и языков. В детстве Кано обладал хрупким
телосложением, но был очень одарен, учился в компании одноклассников,
часто старше и физически сильнее его, и его постоянно задирали и
дразнили. Он решил изучать джиу-джитсу – искусство, которое помогает
слабым побеждать сильных. В конце концов, ему удалось найти одного из
старых и опытных мастеров Хатиносукэ Фукуду. После двух лет усердной
практики Кано выбирают принять участие в демонстрации, организованной в
честь визита в Токио президента США, генерала Улисса Гранта. После
смерти Фукуды он продолжает заниматься, но уже под руководством
Масатомо Исо. В 1881 году Исо умирает. Затем Дзигоро изучал джиу-джитсу
в школе Кито под руководством другого наставника, специалиста по
броскам, Иикубо Цунэтоси. Здесь он сосредоточился на аспектах духовности.
Косики-но-ката происходит из школы Кито. Эта ката включает в себя
технику боя в доспехах. Именно ей отдавал предпочтение Кано, когда в
1929 году продемонстрировал излюбленные приемы во время выступления
перед императором.
В 1882 году, будучи студентом Токийского Императорского университета,
Дзигоро Кано основал частную подготовительную школу Кано-дзюку и
школу английского языка. В мае он открывает школу Кодокан - «школу
изучения пути», в небольшом помещении с 12 татами, арендованном в
буддийском монастыре в Токио. Здесь он обучал новой практике под
названием «дзюдо». Его последователи, девять учеников и друзья,
собирались в маленькой комнатушке площадью 20 квадратных метров. Они
учились бросать, придавливать противника, заставляя его подчиняться
удушением или болевыми захватами. Новизна заключалась не в технических
приемах, а в способе их выполнения и завершенности. Количество учеников
стремительно росло. Кодокан-додзё неоднократно переезжал. Методы Кано
успешно практиковались полицией и флотом, а также были включены в
программу нескольких школ и университетов.
3. Кодокан дзюдо
Методы Кано были основаны на древних формах джиу-джитсу, которые
создатель дзюдо когда-либо практиковал или изучал, но он отказался от
всех техник, направленных на убийство или причинение вреда. Захват
противника стал обязательным элементом борьбы. Тем самым Кано снизил
уровень насилия. По тем же причинам он усовершенствовал и способы
падения. Техническое содержание бросков уходит корнями в школу Кито, а
удары и захваты - в Тэндзин синъё. Об универсальности этих приемов
свидетельствует один забавный случай из практики. Будучи совершенно
беспомощным перед противником, который был гораздо тяжелее и сильнее
его, Кано никак не удавалось выполнить бросок. Так продолжалось до тех
пор, пока в одной из книг, привезенных им из-за границы, он не нашел
нужного решения. В своих мемуарах он рассказывает: «Кенкичи сделал шаг
вперед, затем с быстротой молнии прыгнул на Дзигоро. Все произошло очень
быстро: одной рукой Дзигоро схватил своего противника за рукав, а другой
- за бедро. Тело Кенкичи, весом более девяноста килограммов, взлетело в
воздух, едва коснувшись плеч Дзигоро, и с оглушительным грохотом
рухнуло на землю. «Что это за движение?» - почтительно спросил Кенкичи.
«Я думаю назвать его ката-гурума»,
- ответил улыбающийся Дзигоро с
довольным видом.
Философия Кано основана на принципе трех культур: приобретение
знаний, обучение этике и развитие тела через физическое воспитание. Он
объяснял свою точку зрения, сказав следующее: «Здоровое тело - это не
залог продолжительного существования, но и основа всей умственной и
духовной деятельности». Он настаивал на том, что у любого упражнения
должна быть цель. «Каким бы прекрасным ни было здоровье человека, его
существование остается бессмысленным, если он не трудится на благо
обществу».
Он настойчиво подчеркивал, что эффективное использование тела в
сочетании с умом является ключом к самореализации. Но помимо этого, Кано
опирается на конфуцианскую концепцию социальных обязательств, которая
предполагает оказание помощи ближнему. Принципы Кано сводятся к двум
наборам правил, принятых при основании культурного общества Кодокан,
основанного в 1922 году: Сэйрёку Дзэнъё и Дзита Кёэй - каждый должен
справедливо использовать свою физическую и умственную энергию во благо
всех в поисках пути самореализации. Образовательный подход находит свое
отражение и в методах обучения: рандори и ката являются основными
элементами образования, которое давал Кано. Они подкрепляются
дополнительными методами, шиаи или соревнованиями, и мондо или
беседой, которые Кано любил практиковать со своими учениками. Рандори -
упражнение, распространенное в других школах, является формой
обучения, где каждому дается полная свобода выбора. Кано дал ему свое
определение: «Во время выполнения рандори никто не может знать, каким
будет следующий шаг противника, поэтому каждый должен быть готов
отбить его внезапную атаку. Привычка пребывать в таком состоянии
развивает высокую степень контроля и ясности мыслей».
По причине несовершенства этого упражнения из-за чрезмерной
сосредоточенности на физических аспектах, дополнением к нему служили
ката, или заранее подготовленные формы. По инициативе опытных
дзюдоистов практика ката быстро заняла важное место в преподавании
школы Кодокан. Это позволило сбалансировать физическую специализацию
рандори. Кано говорил: «В то время я не придавал чрезмерного значения
соревновательным элементам, как это было раньше, но я искал комбинацию
упражнений, предназначенных для обучения приемам борьбы и тренировки
ума и тела». Ката Кодокан дзюдо были разработаны между концом 1880-х и
началом 1900-х годов. Их можно сгруппировать в четыре категории
(вольные упражнения, противоборство, физическая подготовка, теория).
Они иллюстрируют цели дзюдо, которому обучал Кано: физическое развитие
тела, формирование духа и боевая подготовка.
Кано опирался и на научные познания. Он говорил: «Я разработал свое
Кодокан дзюдо, объединив положительные аспекты, характерные для школ
дзюдзюцу в 1882 году, и метод обучения, соответствующий преподаванию
современной науки». Технические жесты изучаются и анализируются с
постоянным стремлением к их обоснованию. «В таком положении он
(противник), возможно, стал настолько слаб (не физически, а из-за своей
неудобной позиции), что его сила на данный момент представлена только
тремя единицами вместо обычных десяти. Но в то же время, сохраняя
равновесие, я сохраняю свою полную силу, которая изначально была
представлена семью единицами. Здесь же я на мгновение оказываюсь в
более выгодном положении и могу победить своего противника, используя
только половину своей силы». Теоретические размышления привели к
развитию особой системы, гокё-но-вадза (пять принципов техники дзюдо),
которая легла в основу дальнейшего образования. Основанная в 1895 году,
гокё-но-вадза была пересмотрена в 1920 году, исходя из сложности и
трудности каждого жеста. Первое движение первоначального гокё (1895),
хидза-гурума, было заменено на дэ-аси-харай. С помощью движения тела,
которое выполняется с ловкостью и точностью, можно было предугадать
реакцию противника. Сила здесь играла второстепенную роль, и для того
чтобы добиться эффекта, ею нужно овладеть. Скользящее падение было
безопасным и обеспечивало новичку уверенность в себе. Связь между
теорией и практикой продемонстрировала степень зрелости, достигнутой
методами Кодокана в 1920-е годы.
Дзюдо, которое создал Кано - это, прежде всего, система обучения. Она
основана на принципе балансирования между «тремя культурами»:
интеллектуальной, физической и моральной, где лишь гармоничное
развитие может обеспечить прогресс личности и, следовательно, его
полезность для общества. Вся его жизнь была посвящена делу, которое он
описал в следующих словах: «Нет ничего важнее образования; учение
одного мудреца может познать множество людей, а знаниями одного
поколения могут пользоваться сотни других». Он писал: «Что значит
прекрасное здоровье отдельно взятого человека? Его существование
остается бессмысленным, если он не трудится на благо обществу». Его метод
опирался на древние формы ведения боя, но конечные результаты были
разными. Кано тщательно выбирал название своему методу. «Почему дзюдо,
а не дзюдзюцу? То, чему я учу, это не только дзюцу (искусство или
практика). Конечно, я обучаю элементам дзюцу, но основам до (путь или
принцип) я уделяю большее внимание. [ ... ] Кодокан дзюдо, которому я
обучаю, по сравнению с древними принципами дзюдзюцу, более обширен и
отличается по технике, поэтому мне пришлось выбрать новое название».
Биография Дзигоро Кано
1860 - 28 октября, рождение;
1882 - май, открытие школы Кодокан дзюдо;
1895 - создание гукё-но-вадза;
1900 - основание Кодокан юданшакай, колледжа черных поясов;
1909 - Кано становится членом Международного Олимпийского комитета;
1920 - реформа гокё-но-вадза;
1922 - основание Культурной ассоциации Кодокан;
1932 - основание Группы медицинских исследований Кодокан;
1938 - 4 мая, смерть.
Интернационализация дзюдо
Интернационализация дзюдо связана с целым рядом факторов: развитием
джиу-джитсу в мире, рассредоточением японцев, ролью жителей Запада в
создании первых международных структур и интеграцией дзюдо в
Олимпийское движение.
Джиу-джитсу в мире
Именно во второй половине XIX века мир открыл для себя страну
восходящего солнца. Запад сразу же был очарован художественным и
историческим богатством Японии. Образы природы, гейши и самурая
навсегда изменили видение американских и европейских художников.
Многие художники, такие как Моне, Ван Гог, а также Муха, Климт и многие
другие, восхищаясь гравюрами Хокусая, Хиросигэ и Утамаро, неустанно
черпали вдохновение в японском искусстве, совершенствуя свою технику и
способы изображения мира.
Но интерес к Японии вышел за рамки простого контекста культуры и
искусства. После восстания "боксеров", Русско-японская война изменила
отношение Запада к японскому народу. Первые военные успехи последовали
после победы под Мукденом и особенно под Цусимой в апреле 1905 года,
когда адмирал Того уничтожил русский флот, положив тем самым конец
конфликту. Такого финала никто не ожидал. Наблюдатели связывают этот
ошеломляющий успех с сильным чувством патриотизма, которое вдохновляет
войска и определяет их способ подготовки к бою. Они следуют строгому
моральному кодексу (бусидо) и занимаются серьезной физической
подготовкой (джиу-джитсу). Более престижные учреждения, вдохновленные
победами императорской армии, нанимали на работу японских инструкторов,
обучающих технике джиу-джитсу. Их призывали для обучения кадетов в
Вест-Пойнте, военно-морской академии Аннаполис и Академии Форт Майер,
где преподавали лучшие специалисты. То же самое происходило в военной
школе физического воспитания в Жуанвиле во Франции, в военной школе в
Берлине, военно-морской школе в Аргентине и во многих других странах. В
дальнейшем армия, а также полиция, будут широко применять японские
боевые приемы. В то время джиу-джитсу считали способом решения
проблемы общего чувства незащищенности, преобладавшего в городах. В
Париже, Лондоне, Нью-Йорке и Берлине газеты пестрили рекламой. Ни сила,
ни размер противника не имели особого значения. Даже оружие считалось
уже ненужным. Рекламные плакаты гласили: «Размер не важен, если вы
знакомы с джиу-джитсу», «Оружие не понадобится, если вы знакомы с
джиу-джитсу». Джиу-джитсу было популярна и в различных шоу. В Европе,
как и в Соединенных Штатах, публичные поединки с участием
профессиональных борцов и японских специалистов собирали толпы
зрителей. Японское боевое искусство также преподается в фитнес-клубах
Англии, Франции, США и многих других странах.
Несмотря на то, что концепция джиу-джитсу воспринималась поверхностно,
непрактично и сводилась к простым эффективным жестам, она глубоко
поразила воображение широкой публики. Экзотическое очарование Японии,
всеобщее любопытство к методам борьбы, пугающим своей эффективностью,
и успешная практика боевых приемов со стороны армии и полиции создали
базу, на которую опирались Кано и его ученики, чтобы внедрить истинную
практику джиу-джитсу и обеспечить распространение Кодокан дзюдо.
От джиу-джитсу к дзюдо на Западе
Развитие методов Кано во многом связано не с самой Японией, а с
рассредоточением японцев. В 1920-е годы Япония переживает
экономические и социальные трудности, а также ряд кризисов, к которым
добавилось мощное землетрясение 1923 года, унесшее жизни более 140 000
человек. Таким образом, американский континент вселял надежду многим
японцам, в результате чего произошло несколько волн эмиграции, особенно
на Гавайи и западное побережье США. Первые иммигранты, иссеи, считали
дзюдо элементом своей самобытной культуры. Для японской диаспоры метод
Кано (дзюдо) служил культурным убежищем и инструментом построения
социальных связей. Он использовался иссеями в качестве средства
формирования характера и тела, а также способа передачи традиций
подрастающим поколениям.
Кано был неутомимым Послом своей школы. В Северной Америке
целью каждой его поездки было оказание поддержки в развитии постепенно
формирующихся клубов и ассоциаций чёрных поясов (юданшакай). К концу
1920-х годов на Гавайях, сначала в Южной Калифорнии, а затем и на
севере, возникали местные структуры в тесной связи со школой Кодокан.
Основатель дзюдо прилагал такие же усилия в Канаде и Европе с целью
создания филиалов Кодокан.
Британское дзюдо занимает особое место в истории мирового дзюдо.
Появление дзюдо связано не только с обстоятельствами того времени в
Англии, но также с новаторским видением и неутомимой энергией главного
персонажа, Гундзи Коидзуми. В январе 1918 года Коидзуми основал
Будоквай в Лондоне, отчасти для того, чтобы помочь японцам в беде, и
отчасти для развития боевых искусств в Великобритании. Будоквай, как
следует из названия, представляет собой группу боевых искусств, в рамках
которых в основном обучали техникам кендо и джиу-джитсу. В 1920 году,
после визита Кано, Будоквай принимает за основу принципы Кодокан дзюдо.
В Германии появление «японского стиля» объясняется популярностью
Японии и ее военной мощью, как это было в других странах. В 1906 году под
руководством Эриха Рана в Берлине, а затем Альфреда Роде во Франкфурте-
на-Майне, джиу-джитсу становится модным направлением. Его
рекламировали в главных городах страны. В 1930-х годах развитие
немецкого дзюдо не имело аналогов в Европе. Регулярные международные
контакты были установлены в конце 1920-х годов. В августе 1932 года была
организована «Летняя школа дзюдо». Этим летним лагерем руководил
Альфред Роде вместе с командой японских мастеров: Коидзуми, Тани,
Ишигуро, Китабатаке и корейцем Ри, проживающим в Швейцарии. Здесь
обучали спортсменов из Германии, Англии, Швейцарии и Венгрии.
В сентябре 1905 года джиу-джитсу появляется во Франции, но лишь в
1930 году была создана постоянная структура в виде секции джиу-джитсу
при «Специальной школе общественных работ, строительства и
промышленности г. Парижа» (ESTP). Секцией руководил Моше
Фельденкрайз. В 1936 году Фельденкрайз основал «Джиу-Джитсу-клуб де
Франс», а Кано, который находился в это время в Париже, согласился стать
членом Почетного комитета клуба. Техническое руководство было поручено
японскому мастеру, Микиносуке Каваиси, чье имя останется навсегда
вписанным в историю мирового дзюдо.
Великобритания, Германия и Франция по-своему сыграют важную роль в
широком движении интернационализации и популяризации дзюдо как вида
спорта, который создал Кано. Совокупный вклад этих трех стран привел к
созданию базы, которая положила начало развитию дзюдо в качестве
международного вида спорта. В то время как британцы продвигали японское
дзюдо в Европе, немецкое дзюдо было решительно ориентировано на
превращение в отдельный вид спорта. Между тем Франция выбрала третий
путь - независимость. Трансформировав практику дзюдо в соответствии с
западным менталитетом, французское дзюдо стало альтернативой
японскому.
Первые международные организации
11 августа 1932 года в Германии, во Франкфурте-на-Майне, Куидзуми и
Кайе от Великобритании, Берчи от Швейцарии и Роде со стороны Германии
подписывают Устав, лежащий в основе «Европейского союза дзюдо».
Первый чемпионат Европы по весовым категориям был организован в
Дрездене (Германия), в 1934 году. Пять лет спустя Европейский союз дзюдо
уже насчитывал тринадцать стран. Однако по причине Второй мировой
войны и роли, которую сыграла национал-социалистическая немецкая
рабочая партия, деятельность этой первой международной организации
была внезапно приостановлена. 2 декабря 1947 года французская делегация
отправилась в Лондон на первые соревнования международного уровня с
британскими дзюдоистами. Встреча была организована в благотворительных
целях в пользу Британского Красного Креста. Этот дружеский визит
состоялся в предверии возобновления международных отношений.
Переговоры начались в начале 1948 года. В Лондоне была запланирована
встреча для обсуждения вопроса о возобновлении деятельности
Европейского союза дзюдо. Она состоялась 28 июля в китайском ресторане,
перед самым началом XIV летних Олимпийских игр. Здесь были
представлены четыре страны: Великобритания, Австрия, Голландия и
Италия. Их представители подготовили устав и избрали новый комитет.
Джон Барнс был назначен президентом. В октябре 1949 года на втором
собрании вновь созданного Европейского союза дзюдо президентом стал
итальянец Альдо Торти. В это время и другие страны начинают проялять
интерес к новой организации, включая Аргентину. Четвертая встреча
состоялась снова в Лондоне, 12 июля 1951 года. На ней присутствовали
делегаты из восьми стран: Италии, Великобритании, Бельгии, Франции,
Голландии, Германии, Австрии и Швейцарии. Главной темой стало
стремление Аргентины присоединиться к междурнародной организации, что
подкреплялось намерением и других неевропейских стран. Согласие членов
союза было единодушным. И в результате была создана Международная
федерация дзюдо (МФД), во главе с президентом Альдо Торти.
Первый послевоенный чемпионат был организован в Париже в декабре 1951
года. Япония присоединилась к МФД в ноябре 1952 года. Вторым
президентом стал Рисей Кано. Первый чемпионат мира проходит в Токио 3
мая 1956 года, где мерялись силами 31 борец, представляющий 21 страну,
без весовых категорий. В 1958 году второй чемпионат мира вновь проходит
в Токио . Там было 39 участников из 18 разных стран. Чемпионат мира 1961
года проходил в Париже. Здесь было объявлено о том, что это будет
последнее соревнование без весовых категорий. В Чемпионате участвовали
57 спорсменов из 25 стран. Победителем стал голландец Антон Гесинк,
который нарушил традиции и стал легендой. Следующий шаг был сделан на
Олимпийских играх в Токио, с августа 1960 года дзюдо было официально
включено в программу Олимпийских игр. На этот раз в программу были
включены соревнования по весовым категориям: -68 кг, -80 кг, +80 кг, а
также открытый чемпионат (все категории). Дзюдо становится
международным видом спорта. Победа Антона Гесинка на чемпионате стала
неприятным сюрпризом для многих консерваторов. Символичным было и то,
что тем самым был разрушен миф о непобедимости японцев. Но при этом
был дан мощный толчок движению Кано в международном направлении.
Гесинк открыл новые перспективы для развития дзюдо и освободил его от
излишней идеологии и мистики.
Включение дзюдо в олимпийскую программу Токийских игр является важным
событием в истории дзюдо, знаменующим его окончательную
интернационализацию и вхождение в эпоху современного спорта. В 2018
году Международная федерация дзюдо насчитывает 204 члена.
Хронология
1934 - Первый чемпионат по дзюдо, Дрезден
1951 - Международная федерация дзюдо (1 июля)
1951 - Послевоенный чемпионат по дзюдо, Париж
1956 - Первый чемпионат мира, Токио
1958 - Второй чемпионат мира, Токио
1961 - Третий чемпионат мира, Париж
1964 - Летние Олимпийские игры, Токио
Президенты МФД и других континентальных союзов
Международная федерация дзюдо
Альдо Торти, Италия 1951-1952
Рисей Кано, Япония 1952-1965
Чарльз Палмер, Великобритания 1965-1979
Сигеёси Мацумаэ, Япония 1979-1987
Саркис Калогян, Аргентина 1987-1989
Ларви Харгрейв, Новая Зеландия 1989-1991
Луис Багена Сальвадор, Испания 1991-1995
Чон Сон Пак, Южная Корея 1995-2007
Мариус Визер, Австрия 2007-
Европейский союз дзюдо
Джон Барнс, Великобритания 1949
Альдо Торти, Италия 1949-1952
Якобус Науэлартс де Аге, Нидерланды 1952-1957
Генрих Францен, Германия 1957-1960
Андре Ж. Эртель, Франция 1960-1984
Курт Кучера, Австрия 1984-1996
Франс Хогендейк, Нидерланды 1996-2000
Мариус Визер, Австрия 2000-2007
Сергей Соловейчик, Россия 2007-
Союз дзюдо Океании
В. Дж. Аллен, Австралия 1952-1964
Айван Заветчанос, Австралия 1964-1978
Ларви Харгрейв, Новая Зеландия 1978-1998
Анил Тикарам, Фиджи 1998 (временно)
Рикардо Блас, Гуам 1998-2002
Клэр Харгрейв, Новая Зеландия 2002-2011
Дэвид П. Варгас, Американское Самоа 2011-2012 (временно)
Ленни Нит, Тонга 2012-2017
Рейя Давио, Французская Полинезия 2017-
Азиатский союз дзюдо
Рисей Кано, Япония 1956-1980
Юкимицу Кано, Япония 1980-1995
Джагдиш Тайтлер, Индия 1995-1999
Ёсинори Такеучи, Япония 1999-2006
Обаид Аль-Анзи, Кувейт 2007-
Африканский союз дзюдо
Луи Гиранду Н'Диайе, Кот-Д'Ивуар 1961-1968
Джозеф Диалло, Сенегал 1968-1980
М. Бубекер, Алжир 1980-1982
М'Хаммеди Беномар, Морокко 1982-1990
Лассана Паленфо, Кот-Д'Ивуар 1990-2017
Хабиб Сиссоко, Мали 2017-
Панамериканский союз дзюдо
Фрэнк Хатасита, Канада 1968-1972
Карлос Бислип, Нидерландские Антильские Острова 1972-1976
Радамес Торуэлла, Пуэрто-Рико 1976-1980
Мигель Фернандес, Куба 1980-198415
Саркис Калогян, Аргентина 1984-1988
Фрэнк Карбо, Пуэрто-Рико 1988-1996
Серхио Адиб Бахи, Бразилия 1996-1999
Хайме Казанова, Доминиканская Республика 1999-2009
Пауло Вандерли, Бразилия 2009-2015
Мануэль Ларраньяга, Мексика 2015-
Развитие спортивного дзюдо
Хотя победа в бою является основой боевой деятельности, в дзюдо
спортивные результаты воспринимаются многими экспертами как следствие
приобретенного мастерства, а не в качестве приоритетной задачи. История
соревнований по дзюдо раскрывает как противостояние образовательных и
спортивных концепций, так и последствия вестернизации дисциплины,
основанной Дзигоро Кано.
1. Первые японские соревнования
Работы Дзигоро Кано были собраны и опубликованы в Кано Дзигоро Чо-
сакушу - «Воспоминания о дзюдо»; Брайан Уотсон перевел часть этих
текстов на английский язык. Основатель дзюдо писал о начальных этапах
становления Кодокана и делился мыслями, которые побудили его к
реализации своего метода. Что касается первых соревнований, мы узнаем,
что довольно часто «мужчины из разных частей Японии, известные своим
мастерством в дзюдзюцу, приходили в Кодокан и бросали вызов моим
ученикам». Именно благодаря Сиро Сайго, чьи подвиги изобразил Акира
Куросава в фильме «Сугата Сансиро», стало очевидным, что метод Кано
сильно контрастировал с другими стилями джиу-джитсу. Эти поединки были
не спортивными мероприятиями, а вызовами между лучшими
представителями каждой школы.
Кано описывал первые соревнования, организованные в Кодокане.
Ежемесячно проводились собрания для присвоения более высоких рангов.
Студенты разделялись согласно системе ранжирования по ступеням, от
начинающих до обладателей черных поясов. Победивший боец оставался на
татами, чтобы противостоять противнику более высокого ранга. Этот
принцип, согласно которому победителю было позволено встретиться в бою
с новым соперником, практиковался в командном соревновании «красных и
белых» или кохаку сиай. Кано писал: «Правила для командных
соревнований красных и белых и правила ежемесячной классификации были
официально установлены примерно в 1885 году». Он придавал большое
значение систематизированному противостоянию, но в то же время все
больше отходил от идеи вызова и спортивного представления. Для него
поединок по-прежнему занимает центральное место, но победа в нем не
должна быть самоцелью. Он много писал на эту тему. Еще один элемент
демонстрирует эволюцию его концепций. В эпоху Эдо термин «сиай»
(соревнование), обозначается иероглифами кандзи «си» (смерть)» и «ай»
(встреча). В современном японском языке «си» обозначается другим кандзи.
Он имеет другое значение - «испытывать, экспериментировать».
Символично, что в это время поединок является уже не борьбой на смерть, а
моментом утверждения технического мастерства, выражения контроля и
самосовершенствования. Поединок становится элементом обучения и
воспитания, к чему всегда стремился Дзигоро Кано.
В 1899 году Кано возглавил «комиссию по разработке правил для
соревнований по дзюдзюцу в Бутокукай». Написанные в то время тексты
послужат основой для правил Кодокана, которые будут установлены позже.
Так, например, статья 5 гласит: «Если участник одерживает победу
благодаря технике выполнения приемов, судья объявляет иппон. Если тот же
участник вновь побеждает таким же образом, он получает нихон и поединок
прекращается». Допускается лишь применение бросков и приемов,
направленных на сдерживание соперника: «Болевые приемы, такие как
вывих пальцев рук, ног или лодыжек, не включались в перечень
соревновательных техник».
Английский историк Сид Хоар и француз Ив Кадо сходятся во мнении,
анализируя статью Кано «Дзюдо и состязательный вид спорта», написанную
в ноябре 1929 года. Для основателя дзюдо официальное соревнование
может быть лишь одним из итогов обучения. Победа в чемпионате не должна
быть самоцелью. Хотя Кано и предпочитал соревнования без зрителей, тем
не менее, он не возражал против присутствия публики: «Когда встает вопрос
о том, показывать все происходящее публике и сделать дзюдо понятным для
всех или же сохранить события в тайне внутри додзё, как это было раньше,
я думаю, что проведение встреч на публике - это хорошая стратегия,
которая позволит покончить с этими старыми традициями». Его главная цель
заключалась в том, чтобы не превращать дзюдо в спорт профессионалов.
Разделяя идеи Кубертена, Кано склонялся к любительскому спорту: «Мне
ближе те соревнования, которые в настоящее время проводятся среди
спортсменов-любителей».
Кано не нравилось, что победу в поединке ставили превыше всего, а
техника и дух дзюдо имели второстепенное значение. В статьях,
опубликованных в 1915 году, он говорил о дзюдо в широком и более узком
смысле. В это время спорт приобретал все большее значение в Японии,
которая совсем недавно присоединилась к Олимпийскому движению.
Начиная с 1914 года, все чаще проводились соревнования между школами и
колледжами высшего профессионального образования, Косен Тайкай,
возглавляемыми Киотским университетом. Сид Хоар упоминает о том, что «в
этот период в присутствии императора проводился ряд крупных спортивных
состязаний». В 1930 году под эгидой Кодокана и при поддержке
ежедневного печатного издания «Асахи Симбун» был организован первый
чемпионат Японии. Участники делились на две категории: «профессионалы»
и «любители». Позже были введены возрастные категории.
2. Первые международные соревнования
Дзюдо, как вид спорта, становится более популярным за пределами
Японии. Самое первое из упоминаемых международных соревнований
состоялось между японцами и русскими в 1917 году во Владивостоке.
Национальные чемпионаты проводились в Риме в 1924 году. Но, в основном,
именно в Германии стремительно развивается спортивное дзюдо.
Международные встречи проводятся на регулярной основе. В ноябре 1930
года две команды из Франкфурта-на-Майне и Висбадена отправились в
Великобританию и последовательно сражались в Илинге, Кембридже и Слау,
в Будоквае в Лондоне и в клубе дзюдо в округе Мидленд в Бирмингеме. В
1931 году в Вене (Австрия) проводились соревнования по дзюдо на второй
по популярности «Международной рабочей Олимпиаде». Это было
международное спортивное мероприятие, организованное в период между
1925 и 1937 гг. Социалистическим рабочим спортивным интернационалом
(SASI), и его не следует путать с X Олимпиадой, которая проводилась в 1932
году в Лос-Анжелесе. На этом мероприятии использовались японские
правила.
В ноябре 1935 года во Франкфурте-на-Майне вновь был организован
трехсторонний турнир с участием английских, немецких и швейцарских
команд. Затем, с 16 по 18 октября 1936 года был проведен 10-й чемпионат
Германии по дзюдо. Протокол этого мероприятия включал в себя список из
91 участника, которые представляли 32 клуба. Сюда входили три
возрастные и пять весовых категорий: 112 фунтов, 125 фунтов, 140 фунтов,
160 фунтов и +160 фунтов.
Между дзюдо и политикой существовала тесная связь, которая лежит в
основе эволюции дисциплины в сторону спорта. Фашистские режимы всегда
восхваляли крепкое тело, символизирующее физическую силу и
принадлежность к элите. Япония 30-х годов не является исключением из
этого правила. Как следствие, в это время издается ряд «официальных
указов», в соответствии с которыми практика боевых искусств в школе
становится обязательной для пропаганды бусидо и укрепления японского
духа (ямато дамаси). Вытеснив западные виды спорта, которые считались
опасными, как слишком либеральные и демократические, кендо и дзюдо
стали идеологическими направлениями в развитии патриотизма, единства и
гордости имперской системы. 22 октября 1945 года Главнокомандующий
союзными оккупационными войсками (SCAP) генерал Макартур приказал
японскому Министерству образования отказаться от всех форм обучения и
военной подготовки. В целях предотвращения распространения
милитаристских и ультранационалистических ценностей преподавание этих
предметов было исключено из программ. Дай Ниппон Бутокукай был закрыт.
Но Кодокан не пострадал от этих мер. Философия Кано защищала Кодокан в
этот период.
В секретном отчете Министерства образования от 20 февраля 1947 года
говорилось: «С момента окончания войны энтузиасты дзюдо, кэндо и кюдо
добровольно устранили все милитаристское содержание и превратили эти
дисциплины в новые виды спорта». Японцы предложили пересмотреть свод
правил, четко разделять военные и спортивные мероприятия, привести
правила дзюдо в соответствие с принципами спорта, а также «в качестве
критерия разделения на категории в соревнованиях по дзюдо учитывать не
только вес участников, но и, по возможности, их рост и возраст». После
пятилетнего запрета, 13 сентября 1950 года, по просьбе Японии,
выраженной в апреле того же года, дзюдо вновь включили в учебные
программы школ. Возвращение стало возможным лишь при одном условии:
дзюдо должно стать спортивной дисциплиной без какой-либо пропаганды
бусидо. Наступила новая эпоха. В ноябре 1948 года официальный журнал
объявляет своим читателям: «Дзюдо возрождается, и теперь это спорт,
который идет по пути процветания». Спортивное направление в дзюдо - это
вынужденный выбор, продиктованный сложностью послевоенной ситуации.
Это политическое решение. История лишила японских дзюдоистов какой бы
то ни было альтернативы.
3. Современное спортивное дзюдо
Первые спортивные мероприятия, которые проводились еще до Второй
мировой войны, давно стерлись из исторической памяти. Тем не менее, эти
первые соревнования свидетельствуют о влиянии западной модели спорта
на японское дзюдо. Как следствие, появление весовых категорий является
результатом демократической ориентации в ответ на милитаристский подход
в прошлом. В 1950-х годах, в новой международной федерации, спортивная
ориентация дзюдо становится главной темой всех дискуссий, и вопрос о
весовых категориях вызывает серьезные разногласия. Франция,
Великобритания, Бельгия и Нидерланды выступили против их введения. Но
другие европейские страны имеют иное видение и следуют иной логике.
Ведутся активные переговоры и, наконец, компромисс найден. Каждая из
стран получала право устанавливать свои собственные внутренние правила.
Было решено, что на чемпионате Европы будут проводиться
экспериментальные соревнования.
В письме от 29 ноября 1952 года Япония соглашается вступить в
Международную федерацию дзюдо. Рисей Кано принимает предложение
стать ее президентом. Он стал вторым президентом МФД. Первый чемпионат
мира проходит в Токио 3 мая 1956 года. В открытой весовой категории
соревнуется 31 спортсмен, представляющий 21 страну. Рисей Кано обращает
внимание на то, что для Японии это первый чемпионат мира по дзюдо после
Второй мировой войны. В своей заключительной речи он говорит: «Именно
благодаря дружественному взаимопониманию между многими зарубежными
странами, Япония смогла относительно быстро оправиться от
разрушительных последствий войны. Здесь я подчеркиваю важность
культурных связей для развития взаимопонимания и дружбы между
странами, а также бесспорную значимость дзюдо в культурных связях
Японии». Послание - предельно понятное. Дзюдо - это не просто вид
спортивной борьбы. Это особенность японской культуры, символ мира и
гармоничных отношений между людьми. Чемпионат мира 1961 года
проходил в Париже. Следующей встречей стала Олимпиада в Токио в 1964
году. Путь к признанию был долгим и трудным, зачастую неопределенным.
После признания дзюдо в качестве показательного вида спорта в программе
Олимпийский игр 1940 года прошло четырнадцать лет, и вот МФД вновь
подает заявку на участие в Олимпиаде. В 1954 году в Афинах дзюдо не
включили в список необязательных видов спорта. Заявка была подана
повторно в следующем году и снова была отклонена. В Риме 22 августа 1960
года, на 58-й сессии МОК, президент Эвери Брендедж поддерживает
предложение признать дзюдо олимпийским видом спорта и включить его в
программу Токийских игр 1964 года. Голосование было благоприятным: 39
голосов «за» и 2 «против».
С 1950-х годов Европа становится центром развития международного
дзюдо. Голландец Якобус Науэлартс де Аге сменяет Альдо Торти в качестве
главы EJU. В 1960 году эстафета была передана французу Андре Эртелю.
Андре Эртель и Поль Боне-Мори стали идеологами внедрения дзюдо в
олимпийскую программу. В этом им помогает американец Йошихико Утида и
Эвери Брендедж, который знает, как заполучить голоса стран, выступивших
против этого решения. Планировались олимпийские соревнования с
весовыми категориями. Это изменение в спортивных правилах приводит к
расколу в мире дзюдо и воспринимается как серьезное нарушение
устоявшихся традиций. Весовые категории, по мнению сторонников
традиционного подхода, грубо нарушают главный принцип дзюдо -
«маленький и слабый может победить большого и сильного». Весовые
категории имеют давнюю историю. Европейцы, вдохновленные правилами
спортивной борьбы и бокса, с 1930 года проводили по этому принципу
первые соревнования по джиу-джитсу. В Соединенных Штатах подобную
систему с 1948 года применяет технический комитет Северной Калифорнии.
Весовые категории присутствовали еще в первых правилах дзюдо,
впоследствии они появляются и в предложениях, разработанных Р. Г. Муром
по просьбе Дзигоро Кано на Десятых Олимпийских играх в Лос-Анджелесе в
1932 году. Влияние олимпийского движения на мышление Кано бесспорно.
Однако документы и свидетельства говорят скорее о его нежелании
признать дзюдо олимпийским видом спорта. Лишь в 1957 году весовые
категории были официально включены Европейским союзом дзюдо в
спортивные соревнования. Однако некоторые страны все еще выступают
против таких нововведений. Так, британцы отказываются регистрировать
участников по весовым категориям и задерживают организацию отдельных
национальных чемпионатов. На Олимпийских играх в Токио награждали
четырех чемпионов: Такэхидэ Накатани в весе менее 68 кг, Исао Окано в
весе менее 80 кг, Исао Инокума в весе более 80 кг и Антон Гесинк во всех
категориях. Постепенно количество весовых категорий будет увеличено до
восьми существующих ныне (-60 кг; -66 кг; -73 кг; -81 кг; -90 кг; -100 кг;
+100 кг и все категории).
4. Женское спортивное дзюдо
Появление женщин на Олимпийском пьедестале также является
следствием западного влияния и спортивного характера мирового дзюдо.
Долгое время роль женщин в спортивных единоборствах, их отношение и
поведение соответствовали общепринятым правилам и социальным моделям
- «женщина создана не для борьбы, а для продолжения рода». К тому же,
физические упражнения были запрещены женщинам категоричным
медицинским вердиктом, согласно которому любая спортивная деятельность
ограничивалась в силу ее отрицательного влияния на их репродуктивную
функцию. Кано разделял эту концепцию женского тела, определяемую
научными и медицинскими теориями его времени. Дзюдо для женщин
ограничивается физическим и нравственным воспитанием, а практика дзюдо
сводится к традиционным упражнениям - ката и рандори, «чтобы дзюдо не
причиняло вреда их телу».
Пройдет немало времени, прежде чем будет признано право женщин
участвовать в соревнованиях по дзюдо. Благодаря американке Расти
Канокоги, в дзюдо появляется новый стиль. В начале 1950-х годов
женщинам-дзюдоисткам иногда разрешалось участвовать в соревнованиях в
таких странах, как Франция или Марокко, которые тогда были под
французским протекторатом. До тех пор женщины участвовали в системе
сдачи на пояса, но в доступе к соревнованиям им отказывали. Ситуация
изменилась в 1970-е годы, когда организовывались женские турниры в
Западной Германии, Швейцарии, Австрии, а затем в Италии и
Великобритании. Расти Канокоги становится первой женщиной,
участвовавшей в соревнованиях по дзюдо. Ее история очень интересна. Она
открыла для себя дзюдо в 1954 году. Ей было 19 лет. В своем клубе она
тренировалась с партнерами-мужчинами. Ее конституция и приверженность
делу позволили ей оспаривать несправедливую дискриминацию. В 1959 году
она выступила на Нью-Йоркском чемпионате штата по дзюдо YMCA под
видом мужчины. Она коротко остригла волосы и забинтовала грудь.
Самоотверженная борьба Расти приносла победу ее команде. Но чиновники
отказались дать ей медаль только потому, что она была женщиной. (Эта
медаль была вручена ей 50 лет спустя.) В чемпионате следующего года
участвовали только мужские команды. В 1971 году Союз спортсменов-
любителей (AAU) принял решение разрешить женщинам сражаться между
собой, но в соответствии со специальным регламентом женских
соревнований. Техника была изменена таким образом, чтобы максимально
ограничить телесный контакт участниц, что исключило большую долю
борьбы в партере. Женщины, требовавшие равных прав, посчитали
предложенные изменения неприемлемыми и недопустимыми. Расти и другие
спортсменки активно выступали против этого решения и добились успеха.
Новый регламент был принят в 1973 году. Первый женский национальный
чемпионат под эгидой AAU состоялся в 1974 году.
В том же году, в связи с увеличением числа женщин, Европейский
союз дзюдо организует экспериментальные соревнования в Италии, в Генуе.
В следующем году в Германии, в Мюнхене, состоялся первый чемпионат
Европы среди женщин. Это событие и первые официальные звания, которые
присуждались в 1975 году были весьма символичными, поскольку этот год
был объявлен «международным годом женщины». Подобная эволюция
происходит во всем мире. Первые женские чемпионаты были проведены в
1974 году в Океании, в 1976 году в странах Панамериканского союза и в
1978 году в Японии. Первый женский чемпионат мира был организован в
Нью-Йорке в 1980 году. Все эти чемпионаты, в основном, были посвящены
Расти Канокоги, а затем в Париже в 1982 году разногласия прошлого
окончательно стираются. После статуса показательного вида спорта на
Олимпиаде в Сеуле в 1988 году, женское дзюдо было включено на
постоянной основе в программу Олимпийских игр 1992 года, в Барселоне.
Развитие спортивного дзюдо, его влияние на культурную часть
дисциплины, характер и способ передачи знаний привели к революции,
масштаб которой можно измерить, лишь сравнивая повседневную жизнь
дзюдоистов на протяжении полувека. Спорт развивался в перспективе
демократизации и универсализма. На сегодняшний день членами
Международной федерации являются более 200 стран, а общее число
дзюдоистов, по оценкам, составляет от 8 до 9 миллионов человек. Но
остается лишь один вопрос. Превратившись в зрелище противостояния
между чемпионами, сохранит ли спортивное дзюдо культуру, ценности и
интересы широкой общественности, позволившей ему достичь такого
уровня?
Рекомендованный список литературы
ABE IKUO, YASHUHARA KIYOHARA, NAKAJIMA KEN, «SPORT AND PHYSICAL EDUCATION
UNDER FASCISTIZATION IN JAPAN», BULLETIN OF HEALTH AND SPORTS SCIENCES,
UNIVERSITY OF TSUKUBA, 1990.
ANSHO MAS UCHIMA, LARRY AKIRA KOBAYASHI, FIGHTING SPIRIT, JUDO IN SOUTHERN
CALIFORNIA, 1930-1941, 2008.
BOWEN RICHARD, 100 YEARS OF JUDO IN GREAT BRITAIN: RECLAIMING OF ITS TRUE
SPIRIT, BRIGHTON, INDEPENPRESS PUBLISHING LIMITED, 2011.
BROUSSE MICHEL, DAVID MATSUMOTO, JUDO, A SPORT AND A WAY OF LIFE, SEOUL,
INTERNATIONAL JUDO FEDERATION, 1999.
BROUSSE MICHEL, LE JUDO, SON HISTOIRE, SES SUCCÈS, PRÉFACE DE JACQUES ROGGE,
PRÉSIDENT DU CIO, GENÈVE, LIBER, 2002.
BROUSSE MICHEL, LES RACINES DU JUDO FRANÇAIS. HISTOIRE D’UNE CULTURE SPOR-
TIVE, BORDEAUX, PRESSES UNIVERSITAIRES DE BORDEAUX, 2005.24
BROUSSE MICHEL, DAVID MATSUMOTO, JUDO IN THE US: A CENTURY OF DEDICATION,
BERKELEY, CALIFORNIA, NORTH ATLANTIC BOOKS, 2005.
CADOT YVES, DU JUDO ET DE SA VALEUR ÉDUCATIVE COMME PÉDAGOGIQUE, S.L., ÉDI-
TIONS METATEXT, 2013.
DRAEGER DONN, THE MARTIAL ARTS AND WAYS OF JAPAN: CLASSICAL BUJUTSU, CLAS-
SICAL BUDO, MODERN BUJUTSU & BUDO, NEW YORK, WEATHERHILL, 1974.
HERNANDEZ JEAN-FRANÇOIS, TRANSLATED AND INTRODUCED BY, JIGORO KANO, JUDO
(JUJUTSU), MÉTHODE ET PÉDAGOGIE, PARIS, ÉDITIONS FABERT, 2008.
HOARE SYD, A HISTORY OF JUDO, LONDON, YAMAGI BOOKS, 2009.
KODOKAN, JUDO BY THE KODOKAN, OSAKA, NUNOI SHOBO CO., 1961.
KODOKAN, JIGORO KANO AND THE KODOKAN, AN INNOVATIVE RESPONSE TO MODERNI-
ZATION, TOKYO, KODOKAN, 2009.
LEYSON GLYNN, JUDOKA, THE HISTORY OF JUDO IN CANADA, GLOUCESTER, JUDO CANA-
DA, 1998.
MATSCHKE KLAUS, DIETER, HERBERT VELTE, 110 JAHRE JIU-JITSU, JU-JUTSU UND JUDO
IN DEUTSCHLAND (EINE CHRONIK VON 1905 BIS 2005), VIERKIRCHEN, KWON, 2005.
MATSUMOTO DAVID, AN INTRODUCTION TO KODOKAN JUDO, HISTORY AND PHILOSOPHY,
TOKYO, HON NO TOMOSHA, 1996.
MAZAC MICHEL, JIGORO KANO, PÈRE DU JUDO, NOISY-SUR-ÉCOLE, BUDO ÉDITIONS,
2006.
MURATA NAOKI, COMPILED BY, MIND OVER MUSCLE, WRITINGS FROM THE FOUNDER OF
JUDO, JIGORO KANO, TOKYO, KODANSHA INTERNATIONAL, 2005.
SAEKI TOSHIO, «THE CONFLICT BETWEEN TRADITION AND MODERNIZATION: A SOCIO-
LOGICAL STUDY OF ISSUES SURROUNDING THE ORGANIZATIONAL REFORMATION OF THE
ALL JAPAN JUDO FEDERATION», INTERNATIONAL REVIEW FOR THE SOCIOLOGY OF SPORT,
VOL. 29, 1994.
STEVENS JOHN, THE WAY OF JUDO: A PORTRAIT OF KANO AND HIS STUDENTS, BOSTON,
SHAMBHALA PUBLICATIONS INC., 2013.
SVINTH JOSEPH, GETTING A GRIP, JUDO IN THE NIKKEI COMMUNITIES OF THE PACIFIC
NORTHWEST 1900-1950, GUELPH, CANADA, EJMAS, 2003.
WATSON BRIAN, THE FATHER OF JUDO, A BIOGRAPHY OF JIGORO KANO, TOKYO, KO-
DANSHA INTERNATIONAL, 2000.
WATSON BRIAN, JUDO MEMOIRS OF JIGORO KANO, VICTORIA, TRAFFORD PUBLISHING,
2008.