Термины
Дзюдо - это не только боевое искусство, но и система собственных терминов, которые используются для обозначения техник, поз и других аспектов тренировки и соревнований. Вот некоторые из наиболее распространенных терминов, которые вы можете встретить в дзюдо:
- дзюдо — путь мягкости
- сен-сей — тренер
- симпай — помощник тренера
- мате — стоп
- хадзимэ— начинайте
- осаэ-коми — начало удержания
- соно-мама — не двигаться
- тори — атакующий партнер
- укэ — атакуемый партнер
- татами — ковер для борьбы
- додзе — зал для занятий
Оценки за проводимые в дзюдо технические действия:
- ваза-ари — 7 баллов
- иппон — 10 баллов (чистая победа)
Наказания:
- сидо — 3 балла
- хансоку-макэ-10 баллов (дисквалификация)
Словарь терминов, используемых в дзюдо:
- сидо — 3 балла
- хансоку-макэ-10 баллов (дисквалификация)
Список
- Ashi (Аси) — Нога (ноги)
- AshiWaza (Аси-вадза) — Приемы, проводимые преимущественно ногами.
- AshiGarami (Аси-гарами) — Болевой прием на ногу — рычаг (узел) коленного сустава. Запрещенный прием. Выполняется после броска с упором стопы в живот при демонстрации ката
- AshiGuruma (Аси-гурума) — Вариант передней подножки (вариант подхвата под обе ноги), при котором атакующая нога не касается поверхности татами (колесо через ногу)
- Waza (Вадза) — Прием, техника
- WazaAri (Вадза-ари) — Вторая оценка в поединке, считается половиной «иппон»
- Wazaariawaseteippon (Вадза-ариавасетиппон) — Борец, проведший 2 приема, отмеченных «вадза-ари», досрочно объявляется победителем схватки
- Gachi (Гачи) — Победа
- Gake (Гаке) — Зацепляться
- Gari (Гари) — Путь, движение
- Gesa (Геса) — Шарф
- Goshi (Гоши) — Бедро
- Guruma (Гурума) — Колесо
- Gyaku-jujijime (Гяку-дзюдзи-дзимэ) — Удушающий прием захватом отворотов ладонями на крест. Ладони развернуты наружу
- Dakiage (Даки-агэ) — Подъем с обхватом туловища противника
- Dakiwakare (Даки-вакарэ) — Бросок через грудь с захватом туловища (бросок рывком по направлению от противника с обхватом его руками)
- Dan (Дан) — Степень мастерства
- De (Де) — Вперед
- Judo (Дзюдо) — Гибкий путь
- Judogi (Дзюдоги) — Форма борца дзюдо синего или белого цвета, состоящая из куртки, штанов и пояса
- Judoka (Дзюдока) — Борец дзюдо
- Do (До) — Принцип, обучение, путь
- Dojo (Дожо) — Место для занятий дзюдо
- Dori (Дори) — Cхватка
- Dojime (До-дзимэ) — Удушающий прием захватом ногами туловища (запрещенный прием)
- Deashiharei (Дэ-аси-харай) — Боковая подсечка под выставленную ногу (сметающая подсечка делающей шаг вперед ноги)
- YokoWakare (Ёко-вакарэ) — Передняя подножка на пятке под одноименную ногу (бросок рывком по направлению от противника)
- YokoGake (Ёко-гакэ) — Подсечка под разноименную пятку с падением (боковой зацеп)
- YokoGuruma (Ёко-гурума) — Бросок через грудь с падением скручиванием вбок (колесо вбок)
- YokoOtosi (Ёко-отоси) — Боковая подножка на пятке (опрокидывание вбок)
- YokosihoGatame (Ёко-сихо-гатамэ) — Удержание поперек
- YokosutemiWaza (Ёко-сутэми-вадза) — Приемы, проводимые с падением атакующего на бок
- Rei (рей) — Церемониальный поклон
- Ippon (Иппон) — Высшая оценка в поединке, немедленно приводящая к победе проведшего прием дзюдоиста
- IpponseoiNage (Иппон-сэой-нагэ) — Бросок через спину захватом руки на плечо (бросок со взваливанием противника на спину после захвата одной руки)
- KawazuGake (Кавадзу-гакэ) — Обвив; прием, изобретенный борцом по имени Кавадзу и названный в его честь, относится к числу запрещенных в спортивном дзюдо
- KamisihoGatami (Ками-сихо-гатамэ) — Удержание со стороны головы
- KaniBasami (Кани-басами) — Двойной подбив, «ножницы» (опрокидывание клешнями краба). Прием запрещен в спортивном дзюдо
- Kano (Кано) — Основатель дзюдо
- Kancesu-Waza (Кансэцу-вадза) — Болевые приемы на суставы
- Kata (Ката) — Форма, плечо
- KataGatami (Ката-гатамэ) — Удержание сбоку захватом головы с ближней рукой
- KataGurumi (Ката-гурума) — Бросок через плечи, мельница (колесо через плечи)
- Katajujijime (Ката-дзюдзи-дзимэ) — Удушающий прием спереди предплечьем с захватом за одноименные отвороты
- KataWaza (Катамэ-вадза) — Техника сковывания
- Katatejume (Ката-тэ-дзимэ) — Удушающий прием предплечьями захватом за дальний отворот
- Katahajime (Ката-ха-дзимэ) — Удушающий прием сзади захватом отворота и руки под плечо
- KubusuGaeshi (Кибису-гаэси) — Бросок захватом за пятку (бросок выкручиванием пятки)
- KenDu (Кен ду) — Искусство показывать
- KikenGachi (Kикенгачи) — Победа сдачей противника
- Kinsa (Кинза) — Оценка схватки, наименьшее техническое преимущество, не показывается, не объявляется
- Koka (Кока) — Четвертая, низшая оценка в поединке. Она присуждается, когда борец, бросает противника быстро и сильно на одно плечо, бедро (бедра) или ягодицы. «Кока» присуждается также при 10-секундном удержании
- KosiWaza (Коси-вадза) — Приемы, проводимые преимущественно тазобедренным суставом
- KosiGurumi (Коси-гурума) — Бросок через бедро с захватом шеи (колесо через поясницу)
- Koshi (Коши) — Бедро
- KosotoGake (Ко-сото-гакэ) — Зацеп снаружи разноименной ногой (зацеп ближней ногой снаружи)
- KosonjGari (Kо-сото-гари) — Подсечка под пятку, бросок соперника с рывком на себя за ногу «ближней ногой» снаружи
- KoutiGaeshi (Ко-ути-гаэси) — Ответный (контр) прием от одноименного зацепа (подсечки) изнутри, контрбросок от «ко-ути-гари»
- QjurikamisihoGatame (Кудзурэ-ками-сихо-гатамэ) — Вариант удержания со стороны головы захватом руки и пояса
- QjurekesaGatame (Кудзурэ-кэса-гатамэ) — Обратное удержание сбоку, тори развернут головой к ногам укэ
- Qjusi (Кудзуси) — Выведение из равновесия
- Qumikate (Кумиката) — Захват
- Qtikitaoshi (Кутики-таоси) — Бросок захватом снаружи за разноименный подколенный сгиб (или просто бросок за ногу) (повал трухлявого дерева)
- Keikoku (Кэйкоку) — Замечание третьего уровня, равносильно «вадза-ари» в пользу соперника
- KesaGatame (Кэса-гатамэ) — Удержание сбоку захватом руки и головы
- Kyu (Кю) — Ученическая степень, класс
- Maitta (Маита) — «Я побежден», «Я сдаюсь»
- Mate (Мате) — Остановиться
- Moqso (Мокусо) — Концентрация с закрытыми глазами
- Moro-te-gari (Моро-те-гари) — Бросок захватом обеих ног (бросок рывком обеих ног соперника руками на себя)
- Nage-waza (Наге-вадза) — Tехника бросков
- Nami (Нами) — Нормально
- Nami-juji-jime (Нами-дзюдзи-дзиме) — Удушающий прием захватом за одноименные отвороты, ладони развернуты вниз
- Obi (Оби) — Пояс
- Obi-otoshi (Оби-отоси) — Переворот захватом пояса спереди (опрокидывание после захвата за пояс)
- O-guruma (О-гурума) — Бросок через ногу вперед скручиванием, вариант подхвата под обе ноги (большое колесо)
- O kuri-ashiharai (О кури-асихарай) — Подсечка в темп шагов (сметающая подсечка, провожающая уходящую ногу противника)
- O kuri-eri-jime (О кури-ери-дзиме) — Удушающий прием сзади захватом разноименных отворотов
- O soto-gaeshi (О сото-гаеси) — Ответный (контр) прием от отхвата, контрбросок
- O soto-guruma (О сото-гурума) — Отхват под обе ноги (большое внешнее колесо).
- O sotomakikomi (О сото маки коми) — Отхват с захватом руки под плечо (под мышку) («наматывание» соперника на себя с падением набок)
- O utigari (О ути гари) — Зацеп изнутри, бросок соперника с рывком на себя за ногу «дальней ногой» изнутри
- O utigaeshi (О утигаеси) — Ответный прием от зацепа изнутри разноименной ногой, контрбросок
- O Goshi (О, гоши) — Большое бедро
- O sotoOtoshi (О, сотоотоши) — Высокое падение
- Osaekomi-waza (Осаекоми-вадза) — Удержание
- Randori (Рандори) — Соревновательные упражнения
- Re-te-jime (Рё-те-дзиме) — Удушающий прием обеими руками
- Rei (Рей) — Приветствие
- Roki (Роки) — 6, шесть
- Samurai (Самурай) — Рыцарь, каста воина
- San (Сан) — 3, три
- Sankaku-jime (Санкаку-дзиме) — Удушающий прием ногами «треугольником»
- Sasai-curi-komi-ashi (Сасаэ-цури-коми-аси) — Передняя подсечка под выставленную ногу, бросок выбивающим упором стопой в стопу противника после выведения его из равновесия рывком вверх
- Sensei (сенсей) — Учитель
- Shido (Шидо) — Замечание
- Shime-waza (симе-вадза) — Техника удушающих приемов
- Shintai (Синтай) — Техника передвижения
- Shisei (Сисей) — Стойка
- Sode-guruma-jime (Соде-гурума-дзимэ) — Удушающий прием сзади захватом за разноименные отвороты, скрещивая руки
- Sode-curi-komi-goshi (Содэ-цури-коми-госи) — Бросок через бедро с захватом разноименных рукава и отворота (бросок через поясницу после выведения соперника из равновесия рывком вверх с выбиванием тазом и выбивания его ног с позиции захватом разноименных рукава и отворота)
- Soto-maki-komi (Сото-маки-коми) — Бросок захватом руки под плечо (мышку) (бросок с «наматыванием» противника на себя и падением на бок после захвата снаружи)
- Sukui-nage (Сукуи-наге) — Передний переворот, переворот руками+боковой переворот (бросок подхватом руками обеих ног)
- Sumi-gaeshi (Суми-гаеси) — Бросок через голову с подсадом голенью (выкручивание внутреннего угла)
- Sumi-otoshi (Суми-отоси) — Выведение из равновесия толчком назад
- Sutemi-waza (Сутеми-вадза) — Броски, проводимые с падением атакующего
- Seoi-otoshi (Сэой-отоси) — Бросок через спину с блокировкой ног атакуемого (опрокидывание после взваливания соперника на спину)
- Soromade (Соремадэ) — Конец встречи
- Tai-otoshi (Тай-отоси) — Передняя подножка (сбрасывание с туловища)
- Tai-sabaki (Тай-сабаки) — Повороты и развороты
- Tani-otoshi (Тани-отоси) — Подножка на пятке с падением (опрокидывание в долину)
- Tati-waza (Тати-вадза) — Броски из стойки
- Tate-siho-gatame (Тате-сихо-гатаме) — Удержание верхом
- Tamoe-nage (Тамоэ-наге) — Бросок через голову с упором стопы в живот (бросок по траектории кругового движения)
- Te (Тэ) — Рука (до запястья)
- Te-waza (Тэ-вадза) — Приемы, проводимые преимущественно руками
- Tori (тори) — Активный, исполняющий техническое действие
- Tavara-gaeshi (Тавара-гаеси) — Бросок через голову после захвата туловища сверху, контрприем
- Tatami (татами) — Рисовые соломенные циновки
- Toketa (токета) — Решено
- Ude (Уде) — Рука (руки)
- Ude-garami (Уде-гарами) — Болевой прием — узел руки
- Ude-hisigi (Уде-хисиги) — Болевой прием — рычаг локтя
- Ude-hisigi-ashi-gatame (Уде-хисиги-аси-гатаме) — Болевой прием — рычаг локтя с помощью ноги
- Ude-hisigi-vaki-gatame (Уде-хисиги-ваки-гатаме) — Болевой прием — рычаг локтя с захватом руки под мышку
- Ude-hisigi-juji-gatame (Уде-хисиги-дзюдзи-гатаме) — Болевой прием — рычаг локтя с захватом руки между ног
- Ude-hisigi-sankaku-gatame (Уде-хисиги-санкаку-гатаме) — Болевой прием — рычаг локтя с захватом ногами «треугольником»
- Ude-hisigi-te-gatame (Уде-хисиги-тэ-гатамэ) — Болевой прием — рычаг локтя с перегибанием через руку
- Ude-hisigi-ude-gatame (Уде-хисиги-уде-гатаме) — Болевой прием — рычаг локтя с фиксацией руки противника руками
- Ude-hisigi-hara-gatame (Удэ-хисиги-хара-гатамэ) — Болевой прием — рычаг локтя с перегибанием через живот
- Ude-hisigi-hije-gatame (Удэ-хисиги-хидзе-гатамэ) — Болевой прием — рычаг локтя при помощи колена
- Uki-waza (Уки-вадза) — Передняя подножка на пятке с падением (бросок по касательной)
- Uki-gatame (Уки-гатамэ) — Удержание верхом при захвате руки укэ на болевой прием — рычаг локтя
- Uki-goshi (Уки-госи) — Бросок через бедро захватом туловища (бросок через поясницу по касательной)
- Uki-otoshi (Уки-отоси) — Выведение из равновесия скручиванием (сбрасывание по касательной)
- Ukemi (Укеми) — Приемы самостраховки при падениях
- Uke (уке) — Принимающий технику партнер, атакуемый
- Ura-nage (Ура-нагэ) — Бросок через грудь (бросок за свою спину)
- Ushiro-goshi (Усиро-госи) — Подсад бедром, ответный бросок от броска через бедро (бросок бедром при атаке сзади)
- Uti-maki-komi (Ути-маки-коми) — Бросок с «наматыванием» противника на себя и падением набок после захвата руки под плечо изнутри
- Uti-mata (Ути-мата) — Подхват изнутри (бросок воздействием на бедро изнутри)
- Uti-mata-gaeshi (Ути-мата-гаэси) — Ответный прием от подхвата изнутри, контрбросок
- Uti-mata-maki-komi (Ути-мата-маки-коми) — Подхват изнутри с захватом руки под плечо (под мышку) («наматывание» противника на себя с падением набок)
- Uti-mata-sukashi (Ути-мата-сукаси) — Ответный (контр) прием от подхвата изнутри с выведением соперника из равновесия
- Uzuri-goshi (Уцури-госи) — Подсад-переворот (бросок с переворотом на поясницу), «обратное бедро»
- Dojo (додзё): зал, где проводятся занятия дзюдо.
- Gi (ги): форма, которую надевают дзюдоисты для занятий.
- Sensei (сэнсэй): уважительное обращение к тренеру или учителю дзюдо.
- Tori (тори): дзюдоист, выполняющий технику.
- Uke (уке): дзюдоист, на которого направляется техника.
- Ukemi (укэми): техника падения, которая используется для защиты от техники противника.
- Kata (ката): формальный набор техник, который исполняется без противника.
- Randori (рандори): свободная борьба, которая имитирует реальное соревнование.
- Ippon (иппон): наивысшее оценочное значение в дзюдо, которое означает полную победу.
- Waza (ваза): техника или прием, который используется для удержания, броска или душа противника.
- Shido (шидо): наказание, которое дается дзюдоисту за нарушение правил.
- Hansoku-make (хансоку-макэ): дисквалификация дзюдоиста за серьезное нарушение правил.
- Kuzushi (кудзуси): техника нарушения равновесия противника.
- Tsukuri (цукури): подготовка к технике, включая движения и позиционирование.
- Kake (какэ): завершение техники, включая бросок, удержание или душ.
- Osae-komi (осаэ-коми): удержание противника на земле.
- Ne-waza (не-ваза): техники, выполняемые на земле.
- Tachi-waza (тати-ваза): техники, выполняемые стоя.
- Ashi-waza (аси-ваза): техники, которые используют ноги и ступни для бросков.
- Koshi-waza (коши-ваза): техники, которые используют бедра для бросков.
- Te-waza (тэ-ваза): техники, которые используют руки и руки для бросков.
- Sutemi-waza (сутэми-ваза): техники жертвования, в которых дзюдоист жертвует свою позицию для завершения техники.
- Shime-waza (шимэ-ваза): техники, которые используют удушение для победы.
- Kansetsu-waza (кансэцу-ваза): техники, которые используют вывих или закручивание суставов противника.
- Kuzure (кудзурэ): нерегулярная, модифицированная версия техники.
- Renraku-waza (рэнраку-ваза): комбинации техник, которые выполняются одна за другой.
- Kaeshi-waza (каэси-ваза): контратака, техника, которая используется для ответа на технику противника.
- De-ashi-harai (дэ-аси-харай): бросок, который использует ногу для вышибания ноги противника.
- O-goshi (о-гоши): бросок, который использует бедро противника в качестве основы для поднятия и броска.
- Seoi-nage (сэой-нагэ): бросок, который использует плечевой пояс противника для поднятия и броска.
- Uchi-mata (учи-мата): бросок, который использует внутреннюю поверхность бедра противника для броска.
- Harai-goshi (харай-гоши): бросок, который использует движение ноги противника для броска.
- Morote-seoi-nage (моротэ-сэой-нагэ): бросок, который использует две руки противника для поднятия и броска.
- Tsurikomi-goshi (цурикоми-гоши): бросок, который использует движение руки противника для поднятия и броска.