1. Клуб Дзюдо "Прайд"
  2. /
  3. Новости клуба
  4. /
  5. Разное
  6. /
  7. Неподвижный ребенок не развивается

Неподвижный ребенок не развивается

  • calendar_month 11 июля 2023
  • visibility 626
  • comment 1
  • category Разное
Поделитесь материалом с друзьями!

Ни для кого не секрет, что регулярные занятия спортом способствуют не только физическому, но и психическому развитию детей. Но как именно те или иные физические упражнения влияют на мозг и психику ребенка? Ответ на этот вопрос будет дан с позиции нейропсихологии – междисциплинарного научного направления, лежащего на стыке психологии и нейрофизиологии.

Головной мозг состоит из трех функциональных блоков, каждый из которых выполняет определенные функции:

1-й блок – энергетический – это по сути «батарейка», которая обеспечивает энергетическое питание и регуляцию тонуса всего мозга; включает в себя ствол головного мозга и подкорковые структуры. Дисфункции 1-го блока могут иметь такие проявления как: эмоциональная нестабильность, повышенная утомляемость, нарушения концентрации, объема и переключаемости внимания; энурез, нарушения сна, координаторные нарушения, медленное усвоение графических навыков, избирательность памяти, гипертонус или гипотонус мышц, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, невропатия, вегетопатия.

2-й блок – блок приема, переработки и хранения информации – так называемая «библиотека» мозга. Представлен затылочными, теменными и височными долями коры головного мозга. Нарушения в работе 2-го блока приводят к различным нарушениям восприятия (агнозии) и памяти. Так, при зрительной агнозии ребенок видит, но не узнает (не может опознать) предметы, цвета, знакомые лица, в наиболее тяжелых случаях не может узнать себя в зеркале, происходит нарушение идентификации письменной речи (дисграфия) и др. При слуховой агнозии ребенок не может идентифицировать определенные звуки, улавливать тон, тембр, эмоциональную окраску речи, не способен узнавать речь и расшифровывать ее, т.е. понимать смысл. Таким образом, ребенок видит, но не опознает предметы; слышит – но не понимает речь. Существуют также такие виды агнозий, при которых ребенок не узнает или игнорирует отдельные части собственного тела, не ориентируется в пространстве, не различает право-лево, имеет расстройство вкуса и др. 

Нарушения памяти могут выражаться как в снижении и нарушении  запоминания, сохранения и воспроизведения информации, так и в болезненном обострении процессов памяти (гипермнезия).

3-й блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности –  это «руководитель и контролер». Локализация 3-го блока – лобные доли коры головного мозга. Данный блок выполняет наиболее сложные функции: комплексное управление мыслительной и моторной активностью, создание когнитивных схем, контроль действий, подавление эмоций, социальное поведение. Таким образом, общий интеллект, когнитивная гибкость, решение многоходовых задач, социальный интеллект, эмпатия, самосознание, принятие решений, адаптивное обучение – все это возможно только при достаточном уровне развития лобных долей. Следует отметить, что 80% префронтальной коры созревают уже к 7 годам, а полное созревание происходить лишь к 22-25 годам. Так что, «совершеннолетие» мозга наступает несколько позже, чем по паспорту.

Особого внимания заслуживает мозолистое тело (относится к 1-му блоку) – самая крупная соединяющая структура головного мозга, которая выполняет функцию координации работы левого и правого полушарий головного мозга. От качества межполушарного взаимодействия зависит уровень интеллекта. У девочек мозолистое тело полностью созревает к 11-12 годам, а у мальчиков – к 16-20 годам. Клиническая картина аномалий мозолистого тела весьма обширна:

- речевая: дислексия, сложность понимания синтаксической и лингвистической организации речи, задержка развития речи, сложности понимания переносного смысла, трудности освоения языков;

 - когнитивная: большие сложности при выполнении новых когнитивных задач, задержка темпа освоения наглядно-образного и словесно-логического мышления;

- социальная: дефицит социальной перцепции;

- психическая: аутизм, шизофрения, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, синдром чужой руки.

На развитие 1-го функционального блока мозга благоприятно влияют:

1.     Общие рекомендации:

- повышение уровня физической нагрузки для наиболее эффективного проведения нервных импульсов от периферических отделов в центральные отделы нервной системы;

- насыщение мозга кислородом (занятия на свежем воздухе, в хорошо проветриваемых помещениях), т.к. проведение нервных импульсов сопровождается усилением обменных процессов: возрастает расход кислорода и выделение углекислого газа;

- соблюдение четкого режима дня, чередование нагрузки и отдыха, потому что для 1-го блока мозга важен ритм: спокойный, размеренный, регулярно повторяющийся, предсказуемый ритм жизни ребенка;

- занятия пульс-методом с остановками на физические упражнения каждые 10-15 минут (например, при выполнении школьных домашних заданий);

- работа по «расписанию» с проговариванием задач каждого действия и с пооперационным поощрением (поощряем НЕ конечный итог всей работы, а сам процесс, каждый шаг в правильном направлении), т.к. для ребенка, особенно дошкольного возраста, итог целой деятельности представляется настолько далеким и недостижимым, что от него легче отказаться;

- наращивание продуктивности в выполнении любого действия (продолжительности и уровня сложности);

2. Дыхательные упражнения (лежа на спине), т.к. при правильном диафрагмальном дыхании ребенок получает большой объем кислорода, который включается в цикл Кребса и участвует в синтезе АТФ (аденозинтрифосфорной кислоты) – «топлива», на котором работает мозг:

- вдох через нос – выдох через широко открытый рот (шумно);

- диафрагмальное дыхание: вдох – надуть живот, выдох – втянуть живот;

- на вдохе – поднять руку (ногу), на выдохе – опустить руку (ногу);

- на вдохе – поднять руку и ногу, на выдохе – опустить руку и ногу (сначала одноименные рука и нога, затем разноименные рука и нога);

- обучение четырехфазным дыхательным упражнениям: «вдох – задержка – выдох – задержка» и др.

3. Работа с тонусом, ригидными телесными установками, некачественными компенсаторными механизмами:

- напряжение и последующее расслабление различных частей тела и мышц;

- разминка: вращение головой по кругу, наклоны головы вперед-назад, повороты головы вправо-влево; руки свободно опущены, а плечи двигаются вверх-вниз (а также попеременное поднимание левого и правого плеча); синхронное вращение прямых рук вперед и назад (а также реципрокное вращение рук); руки разведены в стороны, согнуты в локтях, максимально свободно болтаются параллельно друг другу; поднять прямые руки вверх и обрушить их вниз; сжимание-разжимание кулачков (расставляя пальцы в стороны) и др.;

- растяжка во все стороны (туловище, руки, ноги, шея в положении лежа, сидя, стоя);

- упражнения для глаз (слежение глазами за предметом, голова неподвижна: вверх, вниз, влево, вправо, к переносице, «восьмерка»);

- артикуляционные упражнения (для нижней челюсти, губ, щек, языка);

4. Массаж и самомассаж (головы, лица, рук, плеч, шеи);

5. Повторение ритмичных движений (синхронно и реципрокно, т.е. попеременно чередуя):

- ползание на спине, отталкиваясь двумя ногами одновременно/попеременно; ползание на животе, подтягиваюсь двумя руками одновременно/попеременно; ползание на животе только при помощи ног, попеременно сгибая то правую, то левую ногу и отталкиваясь внутренней стороной стопы; ползание по-пластунски – одноименная/разноименная рука и нога; перемещение на локтях и коленях – одноименная/разноименная рука и нога; обычные четвереньки – одноименная/разноименная рука и нога; четвереньки с перекрещиванием рук; четвереньки боком и др.;

- «велосипед», прыжки «лягушка», стоим на одной ножке, перекаты с носка на пятку, приседания, «канатоходец» и др.

6. Повторение и копирование действия в целом в любых вариантах.

 
Неподвижный ребенок не развивается

Развитию 2-го функционального блока мозга способствуют такие упражнения, как:

1. Развитие гнозиса:

- определение, к какой части тела прикоснулся тренер при закрытых глазах ребенка (правое колено, мизинец левой руки и т.д.);

- узнавание предметов на ощупь, раскладывание предметов на кучки (в емкости) с закрытыми глазами, например, гладкие мячи в корзину слева, шершавые – в корзину справа);

2. Развитие праксиса (координированных произвольных движений):

- повторение за тренером поз тела, движений;

- подвижные игры с мячом (бросить в цель, поймать), скакалкой, кеглями, кольцами, лесенкой и др.

- выполнение упражнений со словесными инструкциями: «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «слева направо», «вперед», «назад» и др;

3. Развитие двигательной памяти:

- тренер показывает несколько движений, ребенок должен повторить их в той же последовательности;

- запоминание маршрута (полоса препятствий, эстафета).

 

Для развития 3-го функционального блока мозга необходим постепенный переход от внешней развернутой программы действия к сокращенной внутренней программе действия:

- совместное пошаговое выполнение действия по показу и речевой инструкции взрослого (т.е. программа и контроль принадлежат тренеру);

-  пошаговое выполнение действия только по речевой инструкции взрослого (программирование и контроль делятся между взрослым и ребенком);

- выполнение действия по речевой инструкции со свернутой программой под контролем взрослого;

- самостоятельное выполнение действия ребенком. Взрослый следит за выполнением;

- самостоятельное выполнение действия по внутренней программе или перенос ее на новый материал.

         Таким образом, если на первом этапе любое упражнение нужно пошагово продемонстрировать, сопровождая словесной инструкцией, то на заключительном этапе достаточно произнести название упражнения, которое требуется выполнить.

         2. Программирование и контроль в движениях:

- «Стоп-упражнения» - дети останавливаются при звучании определенного сигнала, игры типа «Морская фигура замри»;

- «Условные сигналы». Заранее задаются условные сигналы, например, один хлопок – посмотреть вверх, два хлопка – подпрыгнуть, три хлопка – присесть. Услышав условный сигнал, дети выполняют соответствующе действие;

- выполнение многошаговой инструкции (сели-встали-шаг вперед-два назад-разворот и т.д.);

- любые игры с правилами;

- игры типа «У тигра есть полоски, есть полосочки везде: на лбу, ушах, на шее, на локтях, есть на носу, на животе, коленях и носках»;

- ритуалы - выполняются в начале и в конце тренировки;

- «Зеркало» - выполнение движений в парах (движение приставным шагом а парах);

-  «Тень» - за ребенком встает второй – его «тень», который синхронно выполняет все движения первого ребенка;

- «Чтение» слова, написанного на теле  ребенка рукой тренера или другого ребенка.

Необходимо отметить, что при работе с детьми дошкольного возраста развивающий эффект возможен только в том случае, если взрослые смогут создать ситуацию эмоционального включения ребенка в процесс.

Максимальный развивающий и коррекционный эффект от комплекса нейропсихологических упражнений может быть достигнут только при условии проведения полной нейропсихологической диагностики и составления на ее основе индивидуальной коррекционно-развивающей программы для конкретного ребенка. Однако включение данных упражнений в определенной последовательности (от 1-го к 3-му блокам) в программу тренировок, уроков физической культуры, занятий в детском саду и школе будет способствовать более  эффективной работе центральной нервной системы ребенка, а значит и развитию его моторной, познавательной и эмоциональной сфер.                         Статья подготовлена педагогом-психологом Евтуховой И. Н.
Неподвижный ребенок не развивается

 

 

 

 

 

 

 
Комментарии (1)
Ковальчук Полина
03 августа 2023, 13:16
Ковальчук Полина

Это прекрасный материал для всех родителей!
Оставить комментарий